Автомобильные номера Румынии
Автомобильные номера Румынии стандарта 1992 года | |
---|---|
Румыния | |
Страна: | Румыния |
Дата ввода стандарта: |
1992 |
IVR код: | RO |
Ширина: | 520 мм |
Высота: | 112 мм |
Цвет фона: |
белый, жёлтый |
Цвет шрифта: | чёрный |
Предыдущий стандарт: | Стандарт 1968 года |
Выдаваемые сейчас автомобильные номера Румынии были введены в 1992 году. Слева нанесена синяя полоса с двенадцатью европейскими звёздами и кодом страны RO. После этого следуют одна (B для Бухареста) или две буквы (для соответствующего круга), которые обозначают код региона. Далее на номере две цифры (в Бухаресте с 2010 года — три) и три буквы. Существует возможность за отдельную плату выбрать три последних буквы. Ни в коем случае буквенный блок не должен начинаться с I или O, так как существует опасность путаницы с цифрами 1 и 0. До 1999 года эти буквы были запрещены вовсе. До вступления Румынии в Европейский союз в 2007 году на синей полосе был изображён национальный флаг Румынии.
Типы номеров
Автомобильные номера округов
Для транспортных средств, которые не покидают свой круг, муниципалитеты выпускают специальные номерные знаки с жёлтым фоном. Обычно они изображают герб коммуны и два-шесть чёрных символов номера. Эти номера выдают мотороллерам, трамваям, автобусам, мусоровозам, комбайнам и т.д.
Номера для автомобилей в лизинге
Для лизинговых автомобилей есть собственные номерные знаки. На них после региона напечатано до шести цифр, а справа красное (аналогично немецким экспортным номерам) с датой истечения срока действия договора аренды. По истечении срока действия договора номера теряют свою силу.
Временные номера
Временные номера имеют красный шрифт. После региона следуют три-шесть цифр. Максимальный срок действия этих номеров составляет 30 дней. Они действительны только в пределах Румынии. По истечении 30 дней страхование автоматически истекает.
Автомобильные номера для дипломатических автомобилей
Номерные знаки для дипломатической службы используют синий шрифт, а также буквы CD, CO или TC. Далее следуют две группы по три цифры, первые три кодируют страну дипломатической миссии или организацию владельца автомобиля, последние означают ранг владельца. Наименьшее число каждой группы — 101.
Специальные номера
Специальные номерные знаки используют, например, министерства. В настоящее время для автомобилей МВД и вооруженных сил Румынии выдаются специальные номерные знаки. Армия использует номерные знаки без европоля с первой буквой A и тремя-семью цифрами после неё.
Знаки МВД начинаются с букв MAI — Ministerul Administrației și Internelor (министерство внутренних дел).
История
В Румынии первые номера для транспортных средств появились в начале XX века. Они имели простую форму: белые буквы на чёрном фоне и были самодельными. Номера закреплялись за владельцем, а не за автомобилем, и список владельцев и их номеров ежемесячно публиковался в автомобильном журнале. Владельцем мог быть человек или организация. Тогда во всей стране было менее 150 машин, поэтому не было смысла обозначать регион на номерном знаке. Регистрацию проводил Мэр Бухареста. Первым зарегистрированным номером был 0, и он принадлежал принцу Бибеску, который также был главой автомобильного клуба.
В 1908 году автомобильный клуб написал письмо Мэру Бухареста, в котором указал на необходимость стандартизировать номерные знаки. Через некоторое время был введены стандартные номерные знаки, на которых писался номер, дефис и обозначения региона. Эта система использовалась вплоть до 1966 года. Частые изменении в административном устройстве вызывали частую смену кодов жудецов, например в 1960 году номерные знаки Крайовы (123-Cv) должны быть заменены на номерные знаки Олтении (150-OL). Также использовались специальные номера для некоторых видов транспортных средств. Например, в 1930-ых в Бухаресте номера от 10,000-B до 12,999-B (запятая использовалась для отделения тысяч от сотен) выдавались машинам такси, номера начиная с 15,000-B выдавались автобусам. В 1950-ых малым коммерческим транспортным средствам начали выдавать номера начиная с 25,000, грузовым с 50,000, тракторам с 65,000, мотоциклам с 75,000.
В 1966 году система была изменена. Начали выдавать номерные знаки формата aa-BB-ccccc, где aa было двузначной цифрой, которая обозначала тип транспортного средства (1-19 - автомобили, 21-30 - грузовой транспорт, 31-40 - автобусы и специальные автомобили городских служб, 41-45 - тракторы и 46-50 - мотоциклы), BB было двухбуквенным кодом региона (после административно-территориальной реформы 1968 их пришлось поменять), а cccccбыло порядковым номером из 3-5 цифр, который выдавался по порядку начиная со 100, 1000 или 10000 соответственно. Временные номерные знаки выдавались с порядковым номером, который начинался с 0. Пятизначный порядковый номер был только в Бухаресте. Обычные номерные знаки имели черный фон, номерные знаки транспортных средстве, были государственной собственностью, имели желтый фон, а иностранным организациям выдавали номерные знаки с белым фоном.
Также были особые, так называемые «крутые», номера — те, которые начинались с 1, затем шел код жудеца и трёхзначный порядковый номер. На автомобиле Николае Чаушеску был номерной знак 1-B-111. Такие номера использовались партийной номенклатурой. Особенно «крутыми» были номера, в который сумма первой и третьей цифр порядкового номера равнялась второй, например 1-B-363. В те времена, когда почти все ездили только на автомобилях «Dacia», номерные знаки были основным индикатором социального статуса владельца автомобиля.
В 1992 году была введена новая система номерных знаков, которая действует и до сих пор.