Автомобильные номера Европы
Автомобильные номера Европы — металлическая или пластиковая табличка или таблички, прикрепленные к механическому транспортному средству или прицепу для целей официальной идентификации. Регистрационный идентификатор представляет собой числовой или буквенно-цифровой код, который однозначно идентифицирует транспортное средство в базе данных выдавшего его органа. В Европе большинство стран приняли общий формат номерных знаков — общий формат ЕС. Этот формат соответствует требованиям Венской конвенции «О дорожном движении», в которой говорится, что транспортные средства, перевозимые через границу, должны иметь отличительный код страны регистрации в задней части транспортного средства. Этот знак может быть овальной наклейкой, помещенной отдельно от номерного знака, или может быть включен в номерной знак транспортного средства. Когда отличительный знак проставляется на номерном знаке, он должен также проставляться на переднем номерном знаке транспортного средства и может дополняться флагом или эмблемой национального государства или эмблемой региональной организации экономической интеграции, к которой принадлежит эта страна.
Формат
Основная часть европейских стран выпускает номерные знаки размером 520 на 110 мм (20,5 на 4,3 дюйма) или 520 на 120 мм (20,5 на 4,7 дюйма). Это один из основных стандартных размеров во всем мире, но существуют и другие:
- 305 на 152 мм (12,0 на 6,0 дюйма) — американский стандарт
- 305 на 160 мм (12,0 на 6,3 дюйма)
- 372 на 135 мм (14,6 на 5,3 дюйма) — австралийский стандарт
Некоторые европейские страны используют номерные знаки в других форматах:
- 330 на 140 мм (13,0 на 5,5 дюйма) в Андорре.
- 440 на 120 мм (17,3 на 4,7 дюйма) в Финляндии.
- 260 на 110 мм (10,2 на 4,3 дюйма) в Монако.
- 390 на 120 мм (15,4 на 4,7 дюйма) в Сан-Марино.
- 300 на 80 мм (11,8 на 3,1 дюйма) в Швейцарии и Лихтенштейне (только передние пластины).
- 360 на 110 мм (14,1 на 4,3 дюйма) в Италии (только передние пластины).
Европейский Союз
Общий формат ЕС, предусматривающий наличие синей секции на крайней левой стороне с кругом звезд ЕС и код страны, был введен постановлением Совета (ЕС) № 2411/98 от 3 ноября 1998 года[1] и вступил в силу 11 ноября 1998 года. Он был основан на типовом регистрационном знаке, который уже был введен тремя государствами-членами: Ирландией (1991)[2], Португалией (стандарт 1937 года, модификация 1992)[3] и Германией (1994). С 1988 года на люксембургских табличках слева был изображен флаг ЕС. Транспортным средствам с номерными знаками ЕС не требуется наклеивать белый овальный с международным регистрационным кодом страны регистрации при передвижении в Европейской экономической зоне или в странах, подписавших Венскую конвенцию «О дорожном движении».
- Общая для всех номеров ЕС — голубая полоса на левой стороне номера. На ней изображены двенадцать жёлтых звезд флага ЕС, а также код страны-члена, в которой зарегистрировано транспортное средство. Использование флага ЕС на регистрационных знаках является факультативным для государств-членов, но они должны признать его в качестве действительного отличительного знака страны происхождения иностранного транспортного средства. Форматные таблички ЕС либо белые, либо жёлтые, по ширине превышают высоту.
- Жёлтые номерные знаки используются как спереди, так и сзади в Люксембурге и Нидерландах. В Гибралтаре, Соединённом Королевстве и на Кипре жёлтые номера используются сзади, а белые спереди. Дания и Венгрия используют жёлтые пластины для транспортных средств, зарегистрированных в качестве коммерческих транспортных средств. Дания внедрила формат ЕС на добровольной основе в 2009 году. Датские пластины имеют небольшую голографическую полоску справа от синей полосы ЕС. В Греции, Латвии, Литве и Швеции жёлтые таблички используются для такси.
- Бельгия использует красные символы и является единственной страной, которая не использует стандартную комбинацию чёрного на белом или чёрного на жёлтом; с введением европейских пластин в ноябре 2010 года был выбран немного более темный оттенок красного (RAL 3003) для улучшения читаемости.
- В Соединённом Королевстве, автолюбителям транспортных средств, зарегистрированных в Великобритании, возможно использовать номерки с национальным флагом Англии, Шотландии или Уэльса, или, альтернативно, флаг, вместе с кодом территории: «ENG» для Англии, «SCO» для Шотландии, «Wales» или «CYM» для Уэльса, «GB» для Великобритании или «UK» — Соединённое Королевство. Несмотря на то, что они официально не признаны за пределами Великобритании, они доступны водителям страны и разрешены Агентством по лицензированию транспортных средств. Однако, автомобилисты в Северной Ирландии подпадают под юрисдикцию другого государственного агентства, которое не позволяет номера с кодом NI; только флаг Соединённого Королевства вместе с GB/UK или формате ЕС (с изображением в этом случае европейских звёзд и кода GB). Британская заморская территория Гибралтар, в отличие от королевских владений Джерси, Гернси и острова Мэн, считается частью ЕС и поэтому использует номерные знаки в формате ЕС.
- Великобритания использует плоские пластиковые пластины (тиснёные металлические пластины являются опцией в Великобритании), в отличие от металлических пластин в большинстве других европейских стран. Смесь пластиковых и металлических пластин допускается во Франции и Ирландии. Пластиковые пластины ранее также использовались в Швеции и Норвегии.
Другие страны
Несколько европейских стран, не входящих в ЕС, внедрили форматы, похожие на формат ЕС, заменив круг звезд своими национальными символами. На транспортных средствах с такими номерными знаками нет необходимости приклеивать белый овальный международный регистрационный код транспортного средства в странах, подписавших Венскую конвенцию «О дорожном движении».
Пример такого государства — Норвегия, выпускающая таблички с норвежским флагом, заменяющим круг звезд. В Норвегии обычные номерные знаки белые с чёрными символами, однако автомобили только с передними сиденьями (используются для перевозки грузов) имеют зеленые таблички с чёрными символами. Турция является членом Европейского таможенного союза (единственный член Союза без членства в ЕС) и использует синюю европейскую полосу слева от таблички с кодом страны (TR) без 12 звёзд ЕС. Исландия выпускает номера с исландским флагом над кодом страны с левой стороны, но без синей полосы.
Общие системы букв и цифр между странами
Страны принимают меры, чтобы избежать дублирования регистрационных номеров, используемых другими странами. Но это не совсем успешно, и есть случайные трудности в связи с штрафами за парковку и автоматических камер скорости.
Так, например, автомобильные номера стандарта Украины 2004 года в нескольких регионах полностью повторяют текущие болгарские и прежние, но до сих пор действующие, испанские номера стандарта 1970 года. Это относится и к четырём регионам Испании с приставками BA, BI, CA, IB; и шести регионам Болгарии с приставками BT, BH, CA, СВ, CH, KH. Болгария использует номера пластин в виде A[A]-0000-AA, т. е. одна или две буквы, представляющие регион, затем четыре цифры, затем ещё две буквы. Все используемые буквы общие для латинского и кириллического алфавита, т. е. A, B, C, E, H, K, M, O, P, T, X и Y.
Дублирование существует между номерами Бельгии (до 2010 г.), Кипра, Финляндии, Грузии (до 2014 г.), Венгрии, Литва, Мальта, Швеция (с 1974 г.) и Молдавии (с 2015 г.) каждая использует комбинации первых трёх букв, а затем трёх цифр. Бельгия использовала последовательность ABC-123 между 1973 и 2008. Эти комбинации закончились в 2008 году, и была принята обратная последовательность 123-ABC с 25 июня 2008 года. С введением европейского формата с 15 ноября 2010 года используется семизначная комбинация 1-ABC-234. Однако шестизначные таблички остаются действительными, так как не установлена дата их вывода из пользования и бельгийские номера связаны с владельцем, а не с транспортным средством, поэтому скорее всего, старые номера будут использоваться в течение длительного времени.
Греция использует комбинацию из трёх букв (которые выбираются из 14 символов, которые являются общими для латинского и греческого алфавита (A, B, E, Z, H, I, K, M, N, O, P, T, Y, X в греческом алфавитном порядке) и четыре цифры, в виде ААА-0000, в то время как в Испании используется номер четыре цифры и три буквы в виде 0000 ВВВ (гласные и некоторые согласные не используются)
Дания и Норвегия используют две буквы и пять цифр, в то время как прицепы используют две буквы и четыре цифры. Номера выглядят очень похожими, но у Дании есть красная граница вокруг пластины. Близкий формат номеров у Люксембурга. На стандартных номерах Люксембурга используются две буквы и четыре цифры (AB 1234). Таблички с 5 цифрами (12345) и 4 цифрами (1234) выпускаются по запросу. Более старые серии с двумя буквами и тремя цифрами (AB 123) и одной буквой и 4 цифрами (A 1234) больше не выпускаются, но всё ещё используются.
На автомобильных номерах Нидерландов (до 2008 года) и Португалии три группы из двух символов (буквы или цифры) в нескольких последовательностях: AB-12-CD, 12-34-AB, 12-AB-34, AB-12-34 и т.д. Однако у португальских номеров белый фон, в то время как нидерландские (после 1 января 1978 года) жёлтый, хотя обе страны также используют белые буквы на синих пластинах для классических автомобилей. Кроме того, новые номера на нидерладских транспортных средствах содержат только согласные, чтобы избежать совпадающих сокращений или слов. Также некоторые чувствительные комбинации письма, как SS или SD, не используются. Комбинация «AA» предназначена для автомобилей королевской семьи. Номера автобусов, грузовых автомобилей и/или микроавтобусов, зарегистрированные на юридическое лицо, всегда начинаются с B или V. Количество комбинаций закончилось в 2008 году. Новые зарегистрированные автомобили в Нидерландах теперь используют формат две цифры - три буквы - цифра (12-ABC-3).
Польша и Великобритания использовали формат AAA 123A. В Польше они выпускались в 1976-2000 годах, а в Великобритании в 1963-1983 годах, а до 1973 года были того же цвета, что и в Польше (белый на чёрном). Эти таблички по-прежнему действительны в обеих странах.
Словакия использует формат AB 123CD, а Сербия и Хорватия - AB 123-CD. Все три страны используют герб после первых двух букв, шрифты и цвета также выглядят похожими. Номера из этих стран можно отличить по коду страны на синей полосе слева. Хорватия и Сербия используют Č, Š, Ž для некоторых кодов муниципалитетов, в то время как в Словакии вместо них используются C, S, Z. Близкие по формату номера у Грузии (после 2014 г.), Франции и Италии. Но на них другой шрифт и отсутствует государственный герб. А во Франции и Италии присутствует синяя полоса справа на номере, которая обозначает регион регистрации.
Страны
Страна | Код | Европоле | Образец автономера | Образец мотоциклетного номера |
---|---|---|---|---|
Австрия | A | |||
Азербайджан | AZ | |||
Ошибка создания миниатюры: Албания | AL | |||
Андорра | AND | |||
Армения | AM | |||
Белоруссия | BY | |||
Бельгия | B | |||
Болгария | BG | |||
Босния и Герцеговина | BIH | |||
Ватикан | V | |||
Великобритания[fn 1] | GB, UK | |||
Венгрия | H | |||
Германия | D | |||
Греция | GR | |||
Грузия | GE | |||
Дания | DK | |||
Исландия | IS | |||
Ирландия | IRL | |||
Испания | E | |||
Италия | I | |||
Кипр | CY | |||
Латвия | LV | |||
Литва | LT | |||
Лихтенштейн | FL | |||
Люксембург | L | |||
Мальта | M | |||
Молдавия | MD | |||
Монако | MC | |||
Нидерланды | NL | |||
Норвегия | N | |||
Польша | PL | |||
Португалия | P | |||
Россия | RUS | |||
Румыния | RO | |||
Сан-Марино | RSM | |||
Северная Македония [fn 2] | MK, NMK | |||
Сербия | SRB | |||
Словакия | SK | |||
Словения | SLO | |||
Турция | TR | |||
Украина | UA | |||
Финляндия | FIN | |||
Франция | F | |||
Хорватия | HR | |||
Черногория | MNE | |||
Чехия | CZ | |||
Швейцария | CH | |||
Швеция | S | |||
Эстония | EST |
- Notes
Зависимые и спорные территории
Территория | Код | Европоле | Образец автономера | Образец мотоциклетного номера |
---|---|---|---|---|
Абхазия | ABH | |||
Аландские острова | AX | |||
Гернси | GBG | |||
Гибралтар | GBZ | |||
Джерси | GBJ | |||
ДНР | DPR | |||
ЛНР | LPR | |||
Косово | RKS | |||
Остров Мэн | GBM | |||
Приднестровская Молдавская Республика | PMR | |||
Северный Кипр | NC или KKTCB | |||
Фарерские острова | FO | |||
Южная Осетия | RSO |
Шаблон
Для статей о номерах стран Европы рекомендуется использовать шаблон {{Автомобильные номера Европы}}
Примечания
- ↑ https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:31998R2411
- ↑ http://www.irishstatutebook.ie/eli/1990/si/287/made/en/print
- ↑ http://www.worldlicenseplates.com/world/EU_PORT.html
- ↑ GB code when travelling abroad . matriculasdelmundo.com. Matriculasdelmundo. Дата обращения: 3 мая 2021.
- ↑ Convention on Road Traffic Vienna, 8 November 1968: UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND: NOTIFICATION UNDER ARTICLE 45 (4) .
- ↑ Announcement of the Inter-ministerial working group for fulfilment of the obligations stipulated in the Final Agreement for the Settlement of the Differences as Described in the United Nations Security Council Resolutions 817 (1993) and 845 (1993) (англ.). Government of the Republic of Macedonia (13 февраля 2019). Дата обращения: 13 февраля 2019.